Круглосуточно

бесплатный звонок по России

8(800) 500-13-19

Утилизация отработанных масел

Повторное использование жидких масел и смазок опасно, поскольку в технических системах такие среды загрязнены остатками металла с контактирующих поверхностей, а в пищевой промышленности всегда содержат опасные для здоровья человека элементы. В силу данных обстоятельств жидкие масла и смазки утилизируются.

Слив отработанных органических сред в реки, водоёмы или на грунт – экологическое преступление, ответственность за которое предусматривается статьей 8.2 Федерального Кодекса об административных правонарушениях.

ФККО отработанные масла относятся к отходам химического происхождения, конкретней — к синтетическим и минеральным отработанным маслам с кодом 5410020002000.

5410020002000 Синтетические и минеральные масла отработанные Класс опасности
5410020102033 масла моторные отработанные 3
5410020202033 масла автомобильные отработанные 3
5410020302033 масла дизельные отработанные 3
5410020402033 масла авиационные отработанные 3
5410020502033 масла индустриальные отработанные 3
5410020602033 масла трансмиссионные отработанные 3
5410020702033 масла трансформаторные отработанные, не содержащие галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы 3
5410020802071 масла трансформаторные отработанные, содержащие полихлорированные дифенилы и терфенилы 1
5410020902072 масла трансформаторные и теплонесущие отработанные, содержащие галогены 2
5410021002071 прочие масла, содержащие полихлорированные дифенилы и терфенилы, отработанные 1
5410021102033 масла компрессорные отработанные 3
5410021202033 масла турбинные отработанные 3
5410021302033 масла гидравлические отработанные, не содержащие галогены 3
5410021402072 масла гидравлические отработанные, содержащие галогены 2
5410031502033 смазочно-охлаждающие масла для механической обработки отработанные 3
5410022102033 силиконовые масла, отработанные 3

 

 

Утилизация отработанного масла происходит в несколько этапов:

  1. приём масла на специализированных пунктах экологических компаний;
  2. первичная его очистка с подготовкой к утилизации;
  3. Утилизация.

Происходит экономия значительного количества материальных и энергетических ресурсов, так как себестоимость масла вторичной переработки на треть меньше, чем только что произведенного при тех же эксплуатационных и потребительских характеристиках. Пищевые масла рециклингу не подвергают, поскольку канцерогены в процессе переработки нейтрализовать не удаётся.

 

Критериями достижения успешной утилизации служат:

  • Соответствие химико-физических показателей восстановленного моторного масла: вязкость, кислотное число, температура вспышки, наличие вредных примесей (прежде всего, серы), зольность, плотность и прочие параметры, которые ограничиваются соответствующими ГОСТ;
  • Соответствие эксплуатационных показателей, прежде всего, наличия механических примесей в составе, а также стабильности масел при их длительном хранении в диапазоне температур 20…2000С (ГОСТ 11063);
  • Долговечность регенерированных масел, которая оценивается так называемым коксовым числом – процентным содержанием остатка, который образуется при термическом разложении масла без доступа воздуха (ГОСТ 8859).

 

Если переработанное масло выдерживает подобные нормы, то утилизация прошла качественно, и масло может быть использовано повторно. Если утилизация не выдержала нормы госстандартов, то отработанный продукт перерабатывается в топочный мазут и в дальнейшем используются на тепловых электростанциях.

Некоторые виды маслосодержащих сред –  смазочно-охлаждающие эмульсии и присадки к ним, применяющиеся в машиностроении, на станках ЧПУ, на прокатных, холодно- и горячештамповочных производствах, вообще регенерируются по замкнутому циклу — на предприятиях имеются свои участки, куда сдается отработка, там составы очищаются от механических примесей, после чего добавляются в свежие масла и смазки.

 

Утилизация моторного масла, которое применяется в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) может выполняется следующими способами:

  • Механической очисткой, в результате которой удаляются основные механические примеси, образующиеся при работе любого типа двигателя. Очистка выполняется двумя способами – фильтрованием или центрифугированием;
  • Частичной регенерацией, при которой на отработанное масло воздействуют серной или соляной кислотой;
  • Полной регенерацией, которая выполняется на специализированных предприятиях;
  • Химическая утилизация моторного масла по способу его регенерации производится таким образом: исходный продукт предварительно очищается в многоступенчатых фильтрационных установках, подогревается и отстаивается.

 

Затем моторное масло подаётся в реактор, куда добавляется серная кислота, которая реагирует с металлическими частицами и образует сульфатные соединения железа. Сульфаты растворяют в воде, а затем отправляют на повторную очистку, а в масляный остаток добавляют диатомитовую глину. Смесь поддают вакуумному прессованию, при котором удаляются остатки воды, а затем транспортируют в дистилляционную колонну, где масло проходит окончательную очистку. Вместо серной кислоты для регенерации могут быть использованы также едкий натр или соляная кислота. Недостаток вышеуказанной технологии заключается в её сложности и необходимости в специальном оборудовании.

Механическая регенерация с технологической точки зрения проще: исходный продукт, будь то автомобильное масло, либо любая другая смазочная среда поступает в высокопроизводительные сепарационные установки закрытого типа, где масло проходит процедуру очищения от влаги и механических примесей. Остающийся после утилизации шлам направляется в отстойник, а масло поступает в бак, где в течение некоторого времени естественным образом устраняется пена. Механическая регенерация может являться предварительной ступенью для химической утилизации, а может производиться и самостоятельно. Расходы на такой метод значительно меньше, однако и качество регенерации хуже: находящееся в отстойных баках масло всё ещё имеет до 60% влаги и до 6…8% механических примесей, поэтому используется только как добавка к свежему маслу.

 

Утилизация пищевого масла происходит по трём основным вариантам — крекингу, адсорбции и коагуляции.

Крекинг —  это высокотемпературная химическая обработка отработанного масла в специальных установках, в результате которой полностью изменяется химическая формула исходного продукта. Температуру в установке необходимо подбирать таким образом, чтобы произошло высокотемпературное расщепление всех опасных для здоровья компонентов. В частности, утилизация фритюрного масла подразумевает его полную очистку от канцерогенных веществ, образующихся при жарке пищевых полуфабрикатов. Недостаток всех технологий крекинга заключается в основном в высоком проценте потери сырья, достигающем 20 — 25%, однако,это оправдано с точки зрения безопасности здоровья.

Коагуляционная технология утилизации пищевых масел подразумевает собой то, что сырье пропускают через электролитные растворы, где происходит очистка от механических примесей, остатков органических сред и т.п. Посторонние примеси собираются в достаточно крупного размера частицы, которые в дальнейшем отсеиваются механическим способом, либо отстаиваются в накопительных баках. Недостаток коагуляционной технологии заключается в ее длительности по времени и зависимости от температуры происходящих реакций и интенсивности образования коагулянта, поэтому в пищевых технологиях применяется редко.

Химическая адсорбция представляет собой самый современный и эффективный процесс утилизации пищевого отработанного масла, суть которого заключается в том, что нагретое сырьё прокачивается через химически поглотитель – силикагель. Силикагель впитывает в себя все посторонние примеси, пропуская очищенное масло сквозь себя. Процесс утилизации таким способом ведётся непрерывно, что повышает производительность регенерации, однако требует постоянного и высококвалифицированного обслуживания. Химическая адсорбция широко используется в парфюмерно-косметической промышленности.

 

Закажите звонок
Хотите, мы Вам перезвоним?
ОК